Олег Бороздин

Авто портрет

Олег Александрович Бороздин

    Известный художник, глубоко почитаемый на Вологодчине. За этой, казалось бы, скромной и лаконичной фразой стоит долгий творческий путь художника, годы работы, сладостной и изматывающий сомнениями, поиском, неудачами и радостями. Он вошел в вологодское искусство в начале 50-х годов. (В 1955 году после окончания Ярославского художественного училища художник переезжает на постоянное жительство в Вологду). Пережив своего рода период безвременья и упадка, вологодское искусство вновь, с середины 50-х годов, приобретает свое лицо, оживляется творческая и выставочная жизнь в городе. Олег Александрович Бороздин активно включается в живой художественный процесс, создает многочисленный этюдный материал, пишет картины. Одной из первых, показанных на выставке, была картина на историческую тему «Восстание в Великом Устюге» («Соляной бунт»).

    Воспитанный на традициях русского реалистического искусства, художник формируется как мастер, последовательно разрабатывающий основные сложившиеся принципы советской живописи 40 - 50-х годов, с ее повествовательностью, достоверностью изображения.

Воспоминания    Мировидение Бороздина основано на его стремлении максимально приблизиться к более точному и правдивому изображению факта, события (реального или исторического). Начало формирования будущего художника разумно было бы отнести ко времени более раннему, чем-то, которое связано с его учебой в художественном училище. Детство и отрочество его прошли в далеком северном, занесенном снегами поселке Няндома Архангельской области. Художник вспоминает полуголодную жизнь военных лет, тяжесть недетской работы, и как отдушина - рисование. Мальчик рисует всё, что видит: быт, природу. Не зная законов перспективы, он добросовестно следует за натурой. Рисует ландшафт с озером и тут же замечает его приметы: сосну, огромный камень на берегу. Внимательно и достоверно он воссоздает лица погибших на фронтах солдат с маленьких, порой размытых временем фотографий. Выполняя заказы их матерей и вдов, мальчик слушал рассказы о близких и родных им людях. Вот тогда-то, по-видимому, неосознанно, как бы исподволь, складывался диалог будущего художника с натурой, верность которой он сохранит на всю дальнейшую творческую жизнь. Тогда же, наверное, пробудился впервые интерес подростка к личности, человеку, его судьбе.

Светлана    Главным героем сюжетных композиций Бороздина станет один из них, внешне ничем не выделяющийся, но по внутренней силе характера, по поступкам в неординарных жизненных ситуациях, воспринимаемый нами личностью яркой, достойной уважения. Позднее художник скажет: «К людям меня тянет...»

    Сегодня, рассматривая жанровые картины мастера на исторические темы (в тот же ряд можно отнести полотна на историко-революционные, военно-патриотические сюжеты), убеждаешься в основательном, серьезном подходе художника к созданию правдивого, прочувствованного им образа

Портрет дочери    Он не только стремился выявить характер своего героя, передать дух времени, но и воссоздать реальность бытования (через костюм, интерьер, пейзаж).

    Наверное поэтому в них более четко прослеживается творческий метод мастера. Так, Олег Александрович Бороздин для поиска подготовительного материала к картине «Юнком. Правда в деревне» выезжал в глубинку области. В течение трех недель художник жил и работал в небольшой, затерявшейся на берегу озера Моша деревеньке.Общаясь со старожилами, он пытался понять суть проблемы, затронутой им в картине, как бы изнутри, через очевидцев.

    Немаловажна для художника психологическая выразительность модели. Так, через раскрытие характеров действующих лиц (крестьян) в картине «Юнком» автор вскрыл те внутренние противоречия, которые сопутствовали устройству жизни в советской деревне. Позднее художник сетовал на то, что не проехал по всем деревням у озера, где, по его мнению, можно увидеть столько удивительных типажей.

    Размышляя о картинах данного автора с позиции сегодняшнего дня, невольно начинаешь думать: важно ли и нужно ли было художнику писать картины, например, о революционных событиях, не является ли это «преднамеренной случайностью», продиктованной его желанием быть не хуже других. Ведь по сути своей О. А Бороздин художник более камерный, скорее лирик, чем трибун. В его холстах нет приподнятости, романтического пафоса, накала страстей, что, собственно, поощрялось и рекомендовалось «сверху». Не случайно в критике тех лет отмечались его некоторая рассудочность в подходе к теме, поворот в сторону бытописательства, прозаическое понимание жизни.

 

Рф солнышке

    Конечно, не нужно забывать о времени и ситуации в искусстве. Достаточно вспомнить выставки, их темы, которые регулярно устраивались к определенным советским праздникам (датам, событиям), а их было большинство. Если вспомнить об иерархии жанров в искусстве этого времени, главенствующее положение в живописи занимала картина. Пейзаж скорее считался подспорьем в решении серьезных картинных образов. Художников (в том числе и Бородина) ориентировали на создание актуальных, остросовременных сюжетов, а за их отсутствие на выставках они пережили, мягко говоря, немало неприятных минут. Таким образом, можно проанализировать ситуацию с двух сторон: с одной стороны - существовавшая тенденция в искусстве, связанная с его политизацией, с другой - художник, его творческие поиски и картина как их результат. Как мы убедились, в произведениях автора отсутствует декларативность, назидательность, лобовое решение темы. Он в них остается искренним, правдивым. Главным действующим лицом в его произведениях является почти конкретный, знакомый нам человек, не надуманный, а рожденный самой жизнью герой, живущий в мире узнаваемых вещей, в привычной среде. Жизненная судьба его героя, по мнению автора, становится единой слагаемой человеческой судьбы, которая неразрывно связана с судьбой своей страны, что, несомненно, характеризует человеческую и гражданскую позиции самого художника. Поэтому, с нашей точки зрения, нельзя упрекнуть живописца в лицемерии, неискренности, в некой угоде времени и обстоятельствам.

    Скорее можно предъявить «претензии» к живописно-пластическому воплощению образов. В ряде картин отмечается некоторая вялость формы, однообразие колорита монохромного по цветовой гамме. Отсутствие, казалось бы, интереса мастера к проблемам живописи (цвета) в сюжетных композициях с лихвой компенсируется в его пейзажной живописи.

Бабье лето    В этом жанре в полной мере раскрыва­ется дарование художника. Широк его диапазон в творчестве О. А Бороздина, от интимного, камерного пейзажа до обобщенного, философски осмысленного. В них он обращается к мотивам чистой природы, деревенским, архитектурным, городским. Все пейзажи объединены общей темой, посвященной Русскому Северу, его природе. Его одинаково вдохновляют дремучие когда-то леса родной Няндомы и по-своему очаровательные равнинные пейзажи близ Вологды.

    В работе над пейзажем художник остается верен самому себе. Он пишет с натуры многочисленные этюды, используя их как подготовительный материал для будущих произведений. Важно отметить, что в законченных полотнах художника сохраняется трепетное, теплое чувство, рожденное в соприкосновении с живой природой, которую он тонко чувствует и понимает. По его признанию, она не придавала ему силы в трудные минуты жизни, спасала от отчаяния, разочарований. Он никогда не лукавил с ней. Может быть, поэтому в пейзажах живописец более откровенен в выражении своих чувств, мыслей, раздумий.

    Достаточно вспомнить хотя бы три из них (из собрания ВОКГ) - как три ипостаси одного жанра в творчестве мастера. Написанные в разные годы, они, разумеется, не дают исчерпывающего представления, а лишь обозначают важные вехи на пути развития этого жанра. Все три картины посвящены Вологде.

Вологда 50-х годов    Весенней свежестью, радостью бытия овеян пейзаж «Вологда 50-х». Сохраняя в нем непосредственность первого впечатления, художник стремится к образной и пластической завершенности. Вологда в нем, скорее ее уголок, воспринимается в органичном единстве старых и новых ее «примет»: лошадь с повозкой, деревянный дом и тут же строительный кран на фоне силуэта будущей многоэтажки. Композиция (по диагонали), верно найденная художником, ее видимая фрагментарность усиливает естественность, живость изображенного мотива. Звонкость красок в пейзаже, пронизанном лучами весеннего солнца, голубые тени на тающем снегу, прозрачная поверхность луж воспринимаются «знаками» наступающей весны, наполняя нас радостным ожиданием. В этот пейзаж, как и в последующие, художник вводит архитектурные, ныне не существующие постройки. Например, деревянный дом, он как бы восстанавливает его на холсте, напоминая о старой, уходящей Вологде. Используя подобные художественные вольности, Бороздин не только обогащает образ в произведении, но и придает ему историческую осмысленность. Это же чувство, рожденное исторической памятью, вызывает пейзаж «На семи ветрах». В нем по лаконичности выразительных средств, отсутствию детализации, композиционному приему с высоким уровнем горизонта (взгляд снизу вверх) художник приближается к языку близкому к монументальной живописи. В пейзаже мастер создает обобщенный образ Вологды.

    В этой работе автор добивается удивительного результата, к которому всегда стремился в полотнах. В пейзаже, через единственного «героя», несокрушимого в своем величии - Софийского собора, живописец выразил драматическое прошлое Северной земли. Тревожное настроение усиливается беспокойными сполохами заката на светлой поверхности Софии.

 

В марте

    Иной по характеру пейзаж «Март». Скромный по своему мотиву, он навеян раздумьями художника. Дорога, которая уходит в глубь холста, упирается в узорчатые ворота старого кладбища. Сквозь деревья видны купола кладбищенской церкви. Ровные, спокойные тональные соотношения цвета в пейзаже передают настроение покоя, тихого созерцания. Сам мотив, особое состояние природы наполняют произведение духовным содержанием, сродни возвышенным и чистым помыслам своего автора.

    Обращаясь к сюжетам, связанным с Вологдой, Олег Александрович чаще изображает милые его душе старые уголки с резными домами, узкими улочками, утопающими в зелени архитектурными памятниками. Постепенно они сложились в серию, а затем образовали цикл «Старая Вологда». Есть в них какие-то особенные, близкие к ностальгическим интонации, созвучные настроению художника. И неудивительно - уходящая Вологда, уходящая эпоха, уходящий век...

 

Былое

    Представление художника о Севере, о своеобразии природы края, ее характере, где в противоборстве и единении с ней формировался характер живущего здесь человека, немногословный и мужественный, выразилось в картине «Былое». В этом произведении он расширяет жанровые рамки, вводя в ткань пейзажа фольклорную фигуру былинного героя. В картине древнему раскидистому дереву ели и величавой глыбе камня рядом вторят могучая фигура старца и его коня. Художник не противопоставляет эти образы, напротив, он как бы объединяет их в единое смысловое целое, раскрывая незыблемость и суровую красоту природного мира и человека в нем. Метафоричность образного языка, художественное воплощение темы помогают нам ощутить дух, силу, мощь, исторические корни Русского Севера.

    Такое же многообразие подходов характеризует портретную живопись автора: портреты с социальной характеристикой, камерные, интимные, и портреты с парад­ной трактовкой. Художник работает в этом жанре давно, почти всегда; так, для души он писал портреты близких и родных ему людей. Сегодня он также хорошо и качественно пишет заказные портреты. Удивляешься его трудоспособности, терпеливости в работе над портретом, которая требует неформального отношения в подходе к каждому человеку.

Светлый портрет 1990    Обладая прекрасным рисунком, художник всегда достоверно передает внешнее сходство с моделью. В портрете он выявляет присущие только данному человеку черты характера, внешнего отличия, через позу, жест, одежду, окружающие атрибуты. Может быть, от свойств характера юных моделей, а также отношения к ним самого мастера более мягкими и лиричными воспринимаются портреты девочек-подростков, детей, дочери художника. В одном из лучших холстов, который называется «Светлый портрет», перед нами одухотворенный образ молодой девушки со своим, скрываемым от постороннего взгляда, внутренним миром. И в то же время в ее лице, взгляде, позе угадывается натура открытая, легко ранимая. В удачно найденной композиции, цветовой характеристике живописец сумел создать не только возвышенно трогательный, как бы оберегаемый им образ дочери, но и передать хрупкий мир юности с ее светлым, поэтически радостным взглядом на мир.

    «Портретной галереей цветов» можно назвать многочисленные натюрморты в искусстве О. А Бороздина. Пишет он их в последние годы особенно часто, не всегда есть возможность выбраться на натуру, а цветы приносят или привозят в дом. Ромашки, клевер, незабудки, колокольчики, пижма, рябина, пышные пионы и флоксы. Они соседствуют в композициях в различных сочетаниях и комбинациях, и каждый натюрморт приобретает свое особое звучание, настроение. Иногда художник усложняет натюрморт дополнительными атрибутами или соединяет их в одном большом холсте, создавая как бы парадный портрет этого горделивого, удивительного в своей гармоничной красоте живого мира.

    В последнее время О. А. Бороздин вновь и вновь обращается к живописи старых мастеров, не переставая удивляться их живописной виртуозности. Художник, работая над натюрмортами с предметами ушедшего быта и старинного интерьера, с любовью и тщательностью передает драгоценность фактуры каждой детали: блеск шелка, глубину бархатной драпировки, матовость изысканного фарфорового сервиза («Натюрморт с фарфором»). Ту же задачу, передачу фактуры ткани, узора, материала, решает он в создании портретных образов русских красавиц. Это его сегодняшнее продолжение исторической темы. Постигая творчество своих великих предшественников, мастер по-прежнему неустанно совершенствует свое.

    Анализируя творческий путь художника в целом, отмечаешь, что за эти годы, меняя темы, сюжеты, жанры, он неизменно сохраняет приверженность реалистическому искусству. Он никогда не метался в стороны, не стремился к новшествам, к формальным экспериментам, а основательно и вдумчиво продолжал совершенствоваться, оставаясь на однажды выбранном им пути. Сегодня на фоне шумного, не всегда оправданного разноголосия, с его зачастую непрофессиональной состоятельностью, лучшие произведения О. А Бороздина являют нам подлинные образцы искусства с сохранившимися традициями предшествующего времени отечественной культуры.

    В истории вологодского искусства имя О. А. Бороздина неразрывно связано с Вологдой. Он создал для вологжан замечательную серию портретных образов наших современников, интеллигенции города, например, известную портретную галерею врачей, прекрасные женские портреты, (в 2001 году художник представил их на выставке «Женщины и цветы», которая пользовалась неизменным успехом у зрителей), цикл архитектурных пейзажей «Старая Вологда», многочисленные пейзажи окрестностей города, полотна, посвященные истории вологодской земли, и картины о жизни и быте вологжан.

Одна 1988    Вспомним две из них, особенно выделяемые в этом жанре, - «Одна» и «Праздник в Сосновке». Сюжет их посвящен быту вологодской деревни. Картины различны по настроению, но и в той и в другой художник затрагивает болезненную и актуальную для нас тему нравственного состояния современного общества. В полотне «Одна» живописец через образ пожилой крестьянки сумел рассказать о судьбах женщин деревни, с их тяжелым крестьянским трудом, повседневными хлопотами о хлебе насущном. Сегодня, на пороге старости, забытые людьми, они испивают через край наполненную горькую чашу одиночества. В облике крестьянки, ее позе, в линии согнутой спины, натруженных руках, морщинах лица как бы застыл немой упрек нашему равнодушию и безучастности.

    Наоборот, радостное, светлое чувство вызывает картина «Праздник в Сосновке». В многофигурной композиции полотна изображены люди разного возраста, с различной обзорной и портретной характеристикой. Всех действующих лиц на холсте объединяет не только само событие - праздник, но и общее нравственно здоровое, полнокровное ощущение жизни, естественность чувств. Сегодняшняя деревня еще питается традициями русского быта, с его основополагающими, нравственными устоями, с сохранением которых связаны и надежды художника.

Г. Дементьева,

искусствовед.

 



Бесплатный хостинг uCoz