Олег Бороздин

Третья персональная выставка О.А. Бороздина в Вологодской областной картинной галерее посвящена 75-летию

    Олег Александрович Бороздин - известный, уважаемый и любимый не только на Вологодской земле художник. Его картины, пейзажи, натюрморты, портреты находятся в музейных собраниях нашей страны и за рубежом. Наиболее полно его живопись представлена в собрании Вологодской областной картинной галереи и в Картинной галерее череповецкого коллекционера и мецената Евгения Михайловича Лунина. Работы О.А. Бороздина часто экспонировались на самых крупных отечественных выставках. Третья персональная выставка произведений О.А. Бороздина в Вологодской областной картинной галерее посвящена 75-летию со дня его рождения, это своеобразный итог его более чем полувекового творческого труда.

    Родился О.А. Бороздин в 1929 году в поселке Няндома Архангельской области, в семье рабочего-железнодорожника. Его отец, Александр Александрович, всячески поощрял занятия сына рисованием и поддерживал его на этом пути. Детство художника пришлось на трудные военные и послевоенные годы, он видел много человеческого горя и страданий. Земляки и жители окрестных деревень часто обращались к нему с просьбой сделать по фотографиям портреты погибших на фронте родных, уже тогда он стремился к достоверной передаче натуры. Впервые профессиональную оценку своих работ он получил в 1944 году в Архангельске на Олимпиаде юных дарований Севера. Они были взяты на выставку самодеятельных художников и отмечены премией. С. Г. Писахов, живописец и известный писатель, посоветовал ему учиться живописи.

    В 1948 году Бороздин поступил в Ярославское художественное училище и занимался у педагогов М.А. Кичигина, В.В. Кортовича, Б.Н. Севостьянихина, П.Н. Макашина. Окончив в 1955 году училище с красным дипломом, он приехал в Вологду к жене Елене, тоже художнику, дочери вологодского графика Сергея Васильевича Кулакова; их дочь Ольга также пошла по стопам родителей; династия Бороздиных хорошо известна в Вологде. Нелегким был путь Бороздина в искусстве. Ему приходилось, как и некоторым другим вологодским художникам старшего поколения, работать в течение многих лет по заказам Художественного фонда РСФСР. Исключительное трудолюбие, добросовестность и скромность Олега Александровича приводили к тому, что многочисленные заказные тематические картины, панно, портреты забирали у художника массу времени и сил, оставляя мало возможностей для индивидуального творчества. Подлинное признание пришло к Бороздину достаточно поздно, когда ему было уже за шестьдесят. И первая, и вторая персональные юбилейные выставки художника в Вологодской областной картинной галерее в 1991 и в 1999 годах принесли ему большой успех у зрителей, внимание коллекционеров. О нем писали вологодские искусствоведы А.Н. Мунин, Г.В. Дементьева, И.Б. Балашова, В.В. Воропанов, немалый интерес к нему был и есть в кругах научной и творческой интеллигенции Вологды, среди учителей, врачей и журналистов.

    О.А. Бороздин - мастер бытовой и тематической картины, портретист и пейзажист. Основа его творческого метода - академическая школа живописи, он достойный продолжатель искусства русских мастеров девятнадцатого века. Произведения художника высокопрофессиональны, достоинство их - тщательность исполнения, завершенность. Он искренен, всегда работает так, как считает нужным, не приноравливаясь ни к чьим вкусам, не увлекаясь формальными экспериментами, но неустанно совершенствуясь в мастерстве.

    Третья персональная выставка Бороздина носит ретроспективный характер, на ней представлены, по желанию автора, многие лучшие работы прошлых лет, без которых невозможно получить цельное представление о его творчестве. Это, прежде всего, одна из ранних тематических картин художника «Юнком. «Правда» в деревне» (1969, Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник).

    Она написана на тему послереволюционной жизни русской деревни и отличается достоверностью образов и ясностью мысли. Многофигурная жанровая композиция «Праздник в Сосновке» (1984, Вологодская областная картинная галерея) с ее полнокровной стихией народного веселья и звучным радостным колоритом. Необычайно выразительная, насыщенная драматическими нотами картина «Одна» буквально взывает к нашему деятельному состраданию. Созвучна ей композиция «Безмолвие» (обе 1988, Вологодская областная картинная галерея). Монументальное полотно «Былое» (1988) с его былинно-сказочными образами; оно уникально и ему нет аналогов в творчестве художника. Зрители всегда отмечают виртуозно написанные натюрморты художника: с предметами ушедшего быта - «Розы и фарфор» (1997, Картинная галерея Е.М. Лунина), «Из прошлого» (1997), - с пышными, радующими глаз своей многокрасочностью и свежестью букетами полевых и садовых цветов. Многочисленные пейзажи Бороздина, среди которых и сам автор, и критики, и зрители выделяют работы из собрания Вологодской областной картинной галереи: «Вологда пятидесятых годов» (I960), «Начало марта» (1987), «В марте» (1993). В них наиболее тонко переданы атмосфера старинного русского города и светлые ощущения просыпающейся весенней природы. Уже вошла в историю нашей культуры созданная живописцем портретная галерея вологжан - наших современников, интеллигенции, прекрасных женщин.

    В последние годы Олег Александрович создал свыше шестидесяти новых произведений, большинство из которых впервые показаны на выставке. Он по-прежнему верен своему методу и любимым жанрам: пейзажу, портрету, натюрморту. Состояние здоровья теперь уже не позволяет художнику осуществлять многие крупные замыслы, писать, например, тематические картины. Все более редкими и короткими становятся его поездки на этюды. И все же большинство его новых работ - пейзажи. Все они - и камерные, и панорамные, и натурные, и философски-обобщенные - передают природу севера России. Пейзаж - жанр, в котором Олег Александрович всегда работал с наибольшей свободой. Именно в нем наиболее полно выразилось мироощущение живописца.

    Около полувека живет художник в Вологде, а память сердца постоянно возвращает его в родные архангельские места. По воспоминаниям и этюдам ранних лет написаны его новые картины: «Вечер в лесу» (2002), «Речка Островлянка» (2002), «Берег детства» (2004), «Знакомое место» (2004). Красотой пейзажного мотива, музыкальностью колористической гаммы, мечтательным, элегическим настроением выделяется среди них работа «Воспоминания» (2004). Панорамная картина «Дали под Няндомой» (2002) с ее солнечным светом и мажорным звучанием знакома многим зрителям по экспозиции девятой региональной выставки «Российский Север».

    Его дарование «лирического бытописателя» наиболее полно, пожалуй, раскрывается в камерных пейзажах, изображающих тихие улицы старой Вологды с резными домами в окружении деревьев, храмами, неспешным ритмом жизни. В них звучат, конечно, и ностальгические нотки по уходящей в прошлое старине, но в большей мере они пронизаны чувством полноты бытия, радостью открытия самых обычных и естественных в природе вещей: нежности весенней листвы («Первая зелень», 2000. Картинная галерея Е.М. Лунина), воздушности отцветающих одуванчиков («Полянка», 2000), пушистости голубоватого инея («В инее», 2001). Поэзией овеяны его картины, посвященные усадьбе Брянчаниновых «Покровское». Едва различимая в глубине залитой солнцем липовой аллеи женская фигура усиливает впечатление от величавой красоты старинного парка («Аллея в Покровском», 2002). Словно сказочное видение возникает перед нами из-за зарослей буйно цветущих колокольчиков и толстых стволов старых лип стройный белокаменный особняк («Июль. Покровское», 2004, Вологодская областная картинная галерея).

    Стремление художника к созданию обобщенного, национального образа русской природы нашло воплощение в панорамной картине «Среди полей» (2003), навеянной впечатлениями от лугов близ Кубенского озера. В ее мягкой колористической гамме, в умело переданной живописцем необъятной шири равнины слышатся песенные лирические интонации. Несколько необычной среди спокойно-созерцательных, основанных на натурных впечатлениях пейзажей Бороздина выглядит недавно завершенная им работа «Над озером» (2001-2004). Это фантазийная картина с романтической окраской. Сюжет ее прост: высокое облачное небо над узкой полосой волн - и ничего больше; художник создал в ней ощущение безграничного простора и беспредельного движения. Требовательный к себе, Бороздин редко бывает доволен своей работой. «Никакая фантазия не может сравниться с природой, - уверяет он. -Дай нам Бог хоть на малую толику приблизиться к совершенству».

    Гармоничная утонченная красота природы, по мнению художника, наиболее совершенно воплощена в мире растений. Неустанно «портретирует» он цветы -полевые и садовые. Пишет то, что приносят в дом. Любимые его «модели» - ромашки, колокольчики, лютики, купальницы, клевер, васильки, сирень, пионы. Собранные в букеты, они живут в его холстах в самых разнообразных сочетаниях, иногда с дополнительными аксессуарами, и каждый натюрморт имеет свое звучание, свое настроение, свои интонации.

    Интересны его портреты последних лет: и камерные, и лирические, и с парадной характеристикой модели, заказные и написанные для души. Бережное, деликатное отношение к людям, умение передать внешнее сходство и индивидуальные черты характера, тщательность исполнения, внимание к деталям, законченность - основные достоинства работ Бороздина-портретиста. Он уже давно совершенствуется в этом жанре. Для себя писал портреты родных и близких, знакомых. Одна из любимых моделей - дочь Ольга, ее портреты относятся к числу лучших. Для нескольких портретов позировали ему Деталина Керчева и Светлана Тазиашвили. Многие женские портреты художника красивы и эффекты. Не только женское очарование привлекает его в моделях, но и духовное богатство северянок, наших современниц.

    С большим увлечением работал Бороздин в 2004 году над двумя портретами Ольги Липановой. В первом, погрудном, радостное и светлое мироощущение модели, ее душевная чистота и открытость переданы с помощью точного рисунка, удачно найденного ракурса, легкой полуулыбки. Необычны здесь и очень светлый фон, и едва намеченный костюм. Художник создал образ романтизированный, очищенный от всех житейских мелочей. Картина кажется написанной легко и быстро, словно бы на одном дыхании.

    К числу творческих удач художника относится заказной портрет писателя Василия Ивановича Белова (2001, Картинная галерея Е.М. Лунина). Он лишен внешних эффектов, имеет достаточно традиционное композиционное решение, колористическая гамма его строга и благородно-сдержанна. Близкие писателя считают портрет очень похожим, в нем не только точно передана его внешность, но мастерски «схвачена» внутренняя сущность. В скромном облике сидящего пожилого северянина ощущается огромная внутренняя сила, энергия, суровый и непримиримый характер.

    Картины О.А. Бороздина раскрывают нам мир его души - гармоничный, светлый, исполненный чуткости, доброты и веры в человека. Богатство замыслов художника, свежесть и сила его чувств, его исключительная преданность своему делу - залог новых творческих свершений.

Е.А. Коновалова,

искуствовед

Бесплатный хостинг uCoz