Олег Александрович Бороздин
Известный художник, глубоко почитаемый на Вологодчине. За этой, казалось бы, скромной и лаконичной фразой стоит долгий творческий путь художника, годы работы, сладостной и изматывающий сомнениями, поиском, неудачами и радостями. Он вошел в вологодское искусство в начале 50-х годов. (В 1955 году после окончания Ярославского художественного училища художник переезжает на постоянное жительство в Вологду). Пережив своего рода период безвременья и упадка, вологодское искусство вновь, с середины 50-х годов, приобретает свое лицо, оживляется творческая и выставочная жизнь в городе. Олег Александрович Бороздин активно включается в живой художественный процесс, создает многочисленный этюдный материал, пишет картины. Одной из первых, показанных на выставке, была картина на историческую тему «Восстание в Великом Устюге» («Соляной бунт»).
Воспитанный на традициях русского реалистического искусства, художник формируется как мастер, последовательно разрабатывающий основные сложившиеся принципы советской живописи 40 - 50-х годов, с ее повествовательностью, достоверностью изображения.
Мировидение Бороздина основано на его стремлении максимально приблизиться к более точному и правдивому изображению факта, события (реального или исторического). Начало формирования будущего художника разумно было бы отнести ко времени более раннему, чем-то, которое связано с его учебой в художественном училище. Детство и отрочество его прошли в далеком северном, занесенном снегами поселке Няндома Архангельской области. Художник вспоминает полуголодную жизнь военных лет, тяжесть недетской работы, и как отдушина - рисование. Мальчик рисует всё, что видит: быт, природу. Не зная законов перспективы, он добросовестно следует за натурой. Рисует ландшафт с озером и тут же замечает его приметы: сосну, огромный камень на берегу. Внимательно и достоверно он воссоздает лица погибших на фронтах солдат с маленьких, порой размытых временем фотографий. Выполняя заказы их матерей и вдов, мальчик слушал рассказы о близких и родных им людях. Вот тогда-то, по-видимому, неосознанно, как бы исподволь, складывался диалог будущего художника с натурой, верность которой он сохранит на всю дальнейшую творческую жизнь. Тогда же, наверное, пробудился впервые интерес подростка к личности, человеку, его судьбе.
Главным героем сюжетных композиций Бороздина станет один из них, внешне ничем не выделяющийся, но по внутренней силе характера, по поступкам в неординарных жизненных ситуациях, воспринимаемый нами личностью яркой, достойной уважения. Позднее художник скажет: «К людям меня тянет...»
Сегодня, рассматривая жанровые картины мастера на исторические темы (в тот же ряд можно отнести полотна на историко-революционные, военно-патриотические сюжеты), убеждаешься в основательном, серьезном подходе художника к созданию правдивого, прочувствованного им образа
Он не только стремился выявить характер своего героя, передать дух времени, но и воссоздать реальность бытования (через костюм, интерьер, пейзаж).
Наверное поэтому в них более четко прослеживается творческий метод мастера. Так, Олег Александрович Бороздин для поиска подготовительного материала к картине «Юнком. Правда в деревне» выезжал в глубинку области. В течение трех недель художник жил и работал в небольшой, затерявшейся на берегу озера Моша деревеньке.Общаясь со старожилами, он пытался понять суть проблемы, затронутой им в картине, как бы изнутри, через очевидцев.
Немаловажна для художника психологическая выразительность модели. Так, через раскрытие характеров действующих лиц (крестьян) в картине «Юнком» автор вскрыл те внутренние противоречия, которые сопутствовали устройству жизни в советской деревне. Позднее художник сетовал на то, что не проехал по всем деревням у озера, где, по его мнению, можно увидеть столько удивительных типажей.
Размышляя о картинах данного автора с позиции сегодняшнего дня, невольно начинаешь думать: важно ли и нужно ли было художнику писать картины, например, о революционных событиях, не является ли это «преднамеренной случайностью», продиктованной его желанием быть не хуже других. Ведь по сути своей О. А Бороздин художник более камерный, скорее лирик, чем трибун. В его холстах нет приподнятости, романтического пафоса, накала страстей, что, собственно, поощрялось и рекомендовалось «сверху». Не случайно в критике тех лет отмечались его некоторая рассудочность в подходе к теме, поворот в сторону бытописательства, прозаическое понимание жизни.
Конечно, не нужно забывать о времени и ситуации в искусстве. Достаточно вспомнить выставки, их темы, которые регулярно устраивались к определенным советским праздникам (датам, событиям), а их было большинство. Если вспомнить об иерархии жанров в искусстве этого времени, главенствующее положение в живописи занимала картина. Пейзаж скорее считался подспорьем в решении серьезных картинных образов. Художников (в том числе и Бородина) ориентировали на создание актуальных, остросовременных сюжетов, а за их отсутствие на выставках они пережили, мягко говоря, немало неприятных минут. Таким образом, можно проанализировать ситуацию с двух сторон: с одной стороны - существовавшая тенденция в искусстве, связанная с его политизацией, с другой - художник, его творческие поиски и картина как их результат. Как мы убедились, в произведениях автора отсутствует декларативность, назидательность, лобовое решение темы. Он в них остается искренним, правдивым. Главным действующим лицом в его произведениях является почти конкретный, знакомый нам человек, не надуманный, а рожденный самой жизнью герой, живущий в мире узнаваемых вещей, в привычной среде. Жизненная судьба его героя, по мнению автора, становится единой слагаемой человеческой судьбы, которая неразрывно связана с судьбой своей страны, что, несомненно, характеризует человеческую и гражданскую позиции самого художника. Поэтому, с нашей точки зрения, нельзя упрекнуть живописца в лицемерии, неискренности, в некой угоде времени и обстоятельствам.
Скорее можно предъявить «претензии» к живописно-пластическому воплощению образов. В ряде картин отмечается некоторая вялость формы, однообразие колорита монохромного по цветовой гамме. Отсутствие, казалось бы, интереса мастера к проблемам живописи (цвета) в сюжетных композициях с лихвой компенсируется в его пейзажной живописи.
В этом жанре в полной мере раскрывается дарование художника. Широк его диапазон в творчестве О. А Бороздина, от интимного, камерного пейзажа до обобщенного, философски осмысленного. В них он обращается к мотивам чистой природы, деревенским, архитектурным, городским. Все пейзажи объединены общей темой, посвященной Русскому Северу, его природе. Его одинаково вдохновляют дремучие когда-то леса родной Няндомы и по-своему очаровательные равнинные пейзажи близ Вологды.
В работе над пейзажем художник остается верен самому себе. Он пишет с натуры многочисленные этюды, используя их как подготовительный материал для будущих произведений. Важно отметить, что в законченных полотнах художника сохраняется трепетное, теплое чувство, рожденное в соприкосновении с живой природой, которую он тонко чувствует и понимает. По его признанию, она не придавала ему силы в трудные минуты жизни, спасала от отчаяния, разочарований. Он никогда не лукавил с ней. Может быть, поэтому в пейзажах живописец более откровенен в выражении своих чувств, мыслей, раздумий.
Достаточно вспомнить хотя бы три из них (из собрания ВОКГ) - как три ипостаси одного жанра в творчестве мастера. Написанные в разные годы, они, разумеется, не дают исчерпывающего представления, а лишь обозначают важные вехи на пути развития этого жанра. Все три картины посвящены Вологде.
Весенней свежестью, радостью бытия овеян пейзаж «Вологда 50-х». Сохраняя в нем непосредственность первого впечатления, художник стремится к образной и пластической завершенности. Вологда в нем, скорее ее уголок, воспринимается в органичном единстве старых и новых ее «примет»: лошадь с повозкой, деревянный дом и тут же строительный кран на фоне силуэта будущей многоэтажки. Композиция (по диагонали), верно найденная художником, ее видимая фрагментарность усиливает естественность, живость изображенного мотива. Звонкость красок в пейзаже, пронизанном лучами весеннего солнца, голубые тени на тающем снегу, прозрачная поверхность луж воспринимаются «знаками» наступающей весны, наполняя нас радостным ожиданием. В этот пейзаж, как и в последующие, художник вводит архитектурные, ныне не существующие постройки. Например, деревянный дом, он как бы восстанавливает его на холсте, напоминая о старой, уходящей Вологде. Используя подобные художественные вольности, Бороздин не только обогащает образ в произведении, но и придает ему историческую осмысленность. Это же чувство, рожденное исторической памятью, вызывает пейзаж «На семи ветрах». В нем по лаконичности выразительных средств, отсутствию детализации, композиционному приему с высоким уровнем горизонта (взгляд снизу вверх) художник приближается к языку близкому к монументальной живописи. В пейзаже мастер создает обобщенный образ Вологды.
В этой работе автор добивается удивительного результата, к которому всегда стремился в полотнах. В пейзаже, через единственного «героя», несокрушимого в своем величии - Софийского собора, живописец выразил драматическое прошлое Северной земли. Тревожное настроение усиливается беспокойными сполохами заката на светлой поверхности Софии.
Иной по характеру пейзаж «Март». Скромный по своему мотиву, он навеян раздумьями художника. Дорога, которая уходит в глубь холста, упирается в узорчатые ворота старого кладбища. Сквозь деревья видны купола кладбищенской церкви. Ровные, спокойные тональные соотношения цвета в пейзаже передают настроение покоя, тихого созерцания. Сам мотив, особое состояние природы наполняют произведение духовным содержанием, сродни возвышенным и чистым помыслам своего автора.
Обращаясь к сюжетам, связанным с Вологдой, Олег Александрович чаще изображает милые его душе старые уголки с резными домами, узкими улочками, утопающими в зелени архитектурными памятниками. Постепенно они сложились в серию, а затем образовали цикл «Старая Вологда». Есть в них какие-то особенные, близкие к ностальгическим интонации, созвучные настроению художника. И неудивительно - уходящая Вологда, уходящая эпоха, уходящий век...
Представление художника о Севере, о своеобразии природы края, ее характере, где в противоборстве и единении с ней формировался характер живущего здесь человека, немногословный и мужественный, выразилось в картине «Былое». В этом произведении он расширяет жанровые рамки, вводя в ткань пейзажа фольклорную фигуру былинного героя. В картине древнему раскидистому дереву ели и величавой глыбе камня рядом вторят могучая фигура старца и его коня. Художник не противопоставляет эти образы, напротив, он как бы объединяет их в единое смысловое целое, раскрывая незыблемость и суровую красоту природного мира и человека в нем. Метафоричность образного языка, художественное воплощение темы помогают нам ощутить дух, силу, мощь, исторические корни Русского Севера.
Такое же многообразие подходов характеризует портретную живопись автора: портреты с социальной характеристикой, камерные, интимные, и портреты с парадной трактовкой. Художник работает в этом жанре давно, почти всегда; так, для души он писал портреты близких и родных ему людей. Сегодня он также хорошо и качественно пишет заказные портреты. Удивляешься его трудоспособности, терпеливости в работе над портретом, которая требует неформального отношения в подходе к каждому человеку.
Обладая прекрасным рисунком, художник всегда достоверно передает внешнее сходство с моделью. В портрете он выявляет присущие только данному человеку черты характера, внешнего отличия, через позу, жест, одежду, окружающие атрибуты. Может быть, от свойств характера юных моделей, а также отношения к ним самого мастера более мягкими и лиричными воспринимаются портреты девочек-подростков, детей, дочери художника. В одном из лучших холстов, который называется «Светлый портрет», перед нами одухотворенный образ молодой девушки со своим, скрываемым от постороннего взгляда, внутренним миром. И в то же время в ее лице, взгляде, позе угадывается натура открытая, легко ранимая. В удачно найденной композиции, цветовой характеристике живописец сумел создать не только возвышенно трогательный, как бы оберегаемый им образ дочери, но и передать хрупкий мир юности с ее светлым, поэтически радостным взглядом на мир.
«Портретной галереей цветов» можно назвать многочисленные натюрморты в искусстве О. А Бороздина. Пишет он их в последние годы особенно часто, не всегда есть возможность выбраться на натуру, а цветы приносят или привозят в дом. Ромашки, клевер, незабудки, колокольчики, пижма, рябина, пышные пионы и флоксы. Они соседствуют в композициях в различных сочетаниях и комбинациях, и каждый натюрморт приобретает свое особое звучание, настроение. Иногда художник усложняет натюрморт дополнительными атрибутами или соединяет их в одном большом холсте, создавая как бы парадный портрет этого горделивого, удивительного в своей гармоничной красоте живого мира.
В последнее время О. А. Бороздин вновь и вновь обращается к живописи старых мастеров, не переставая удивляться их живописной виртуозности. Художник, работая над натюрмортами с предметами ушедшего быта и старинного интерьера, с любовью и тщательностью передает драгоценность фактуры каждой детали: блеск шелка, глубину бархатной драпировки, матовость изысканного фарфорового сервиза («Натюрморт с фарфором»). Ту же задачу, передачу фактуры ткани, узора, материала, решает он в создании портретных образов русских красавиц. Это его сегодняшнее продолжение исторической темы. Постигая творчество своих великих предшественников, мастер по-прежнему неустанно совершенствует свое.
Анализируя творческий путь художника в целом, отмечаешь, что за эти годы, меняя темы, сюжеты, жанры, он неизменно сохраняет приверженность реалистическому искусству. Он никогда не метался в стороны, не стремился к новшествам, к формальным экспериментам, а основательно и вдумчиво продолжал совершенствоваться, оставаясь на однажды выбранном им пути. Сегодня на фоне шумного, не всегда оправданного разноголосия, с его зачастую непрофессиональной состоятельностью, лучшие произведения О. А Бороздина являют нам подлинные образцы искусства с сохранившимися традициями предшествующего времени отечественной культуры.
В истории вологодского искусства имя О. А. Бороздина неразрывно связано с Вологдой. Он создал для вологжан замечательную серию портретных образов наших современников, интеллигенции города, например, известную портретную галерею врачей, прекрасные женские портреты, (в 2001 году художник представил их на выставке «Женщины и цветы», которая пользовалась неизменным успехом у зрителей), цикл архитектурных пейзажей «Старая Вологда», многочисленные пейзажи окрестностей города, полотна, посвященные истории вологодской земли, и картины о жизни и быте вологжан.
Вспомним две из них, особенно выделяемые в этом жанре, - «Одна» и «Праздник в Сосновке». Сюжет их посвящен быту вологодской деревни. Картины различны по настроению, но и в той и в другой художник затрагивает болезненную и актуальную для нас тему нравственного состояния современного общества. В полотне «Одна» живописец через образ пожилой крестьянки сумел рассказать о судьбах женщин деревни, с их тяжелым крестьянским трудом, повседневными хлопотами о хлебе насущном. Сегодня, на пороге старости, забытые людьми, они испивают через край наполненную горькую чашу одиночества. В облике крестьянки, ее позе, в линии согнутой спины, натруженных руках, морщинах лица как бы застыл немой упрек нашему равнодушию и безучастности.
Наоборот, радостное, светлое чувство вызывает картина «Праздник в Сосновке». В многофигурной композиции полотна изображены люди разного возраста, с различной обзорной и портретной характеристикой. Всех действующих лиц на холсте объединяет не только само событие - праздник, но и общее нравственно здоровое, полнокровное ощущение жизни, естественность чувств. Сегодняшняя деревня еще питается традициями русского быта, с его основополагающими, нравственными устоями, с сохранением которых связаны и надежды художника.
Г. Дементьева,
искусствовед.