Третья персональная выставка О.А. Бороздина в Вологодской областной картинной галерее посвящена 75-летию
Олег Александрович Бороздин - известный, уважаемый и любимый не только на Вологодской земле художник. Его картины, пейзажи, натюрморты, портреты находятся в музейных собраниях нашей страны и за рубежом. Наиболее полно его живопись представлена в собрании Вологодской областной картинной галереи и в Картинной галерее череповецкого коллекционера и мецената Евгения Михайловича Лунина. Работы О.А. Бороздина часто экспонировались на самых крупных отечественных выставках. Третья персональная выставка произведений О.А. Бороздина в Вологодской областной картинной галерее посвящена 75-летию со дня его рождения, это своеобразный итог его более чем полувекового творческого труда.
Родился О.А. Бороздин в 1929 году в поселке Няндома Архангельской области, в семье рабочего-железнодорожника. Его отец, Александр Александрович, всячески поощрял занятия сына рисованием и поддерживал его на этом пути. Детство художника пришлось на трудные военные и послевоенные годы, он видел много человеческого горя и страданий. Земляки и жители окрестных деревень часто обращались к нему с просьбой сделать по фотографиям портреты погибших на фронте родных, уже тогда он стремился к достоверной передаче натуры. Впервые профессиональную оценку своих работ он получил в 1944 году в Архангельске на Олимпиаде юных дарований Севера. Они были взяты на выставку самодеятельных художников и отмечены премией. С. Г. Писахов, живописец и известный писатель, посоветовал ему учиться живописи.
В 1948 году Бороздин поступил в Ярославское художественное училище и занимался у педагогов М.А. Кичигина, В.В. Кортовича, Б.Н. Севостьянихина, П.Н. Макашина. Окончив в 1955 году училище с красным дипломом, он приехал в Вологду к жене Елене, тоже художнику, дочери вологодского графика Сергея Васильевича Кулакова; их дочь Ольга также пошла по стопам родителей; династия Бороздиных хорошо известна в Вологде. Нелегким был путь Бороздина в искусстве. Ему приходилось, как и некоторым другим вологодским художникам старшего поколения, работать в течение многих лет по заказам Художественного фонда РСФСР. Исключительное трудолюбие, добросовестность и скромность Олега Александровича приводили к тому, что многочисленные заказные тематические картины, панно, портреты забирали у художника массу времени и сил, оставляя мало возможностей для индивидуального творчества. Подлинное признание пришло к Бороздину достаточно поздно, когда ему было уже за шестьдесят. И первая, и вторая персональные юбилейные выставки художника в Вологодской областной картинной галерее в 1991 и в 1999 годах принесли ему большой успех у зрителей, внимание коллекционеров. О нем писали вологодские искусствоведы А.Н. Мунин, Г.В. Дементьева, И.Б. Балашова, В.В. Воропанов, немалый интерес к нему был и есть в кругах научной и творческой интеллигенции Вологды, среди учителей, врачей и журналистов.
О.А. Бороздин - мастер бытовой и тематической картины, портретист и пейзажист. Основа его творческого метода - академическая школа живописи, он достойный продолжатель искусства русских мастеров девятнадцатого века. Произведения художника высокопрофессиональны, достоинство их - тщательность исполнения, завершенность. Он искренен, всегда работает так, как считает нужным, не приноравливаясь ни к чьим вкусам, не увлекаясь формальными экспериментами, но неустанно совершенствуясь в мастерстве.
Третья персональная выставка Бороздина носит ретроспективный характер, на ней представлены, по желанию автора, многие лучшие работы прошлых лет, без которых невозможно получить цельное представление о его творчестве. Это, прежде всего, одна из ранних тематических картин художника «Юнком. «Правда» в деревне» (1969, Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник).
Она написана на тему послереволюционной жизни русской деревни и отличается достоверностью образов и ясностью мысли. Многофигурная жанровая композиция «Праздник в Сосновке» (1984, Вологодская областная картинная галерея) с ее полнокровной стихией народного веселья и звучным радостным колоритом. Необычайно выразительная, насыщенная драматическими нотами картина «Одна» буквально взывает к нашему деятельному состраданию. Созвучна ей композиция «Безмолвие» (обе 1988, Вологодская областная картинная галерея). Монументальное полотно «Былое» (1988) с его былинно-сказочными образами; оно уникально и ему нет аналогов в творчестве художника. Зрители всегда отмечают виртуозно написанные натюрморты художника: с предметами ушедшего быта - «Розы и фарфор» (1997, Картинная галерея Е.М. Лунина), «Из прошлого» (1997), - с пышными, радующими глаз своей многокрасочностью и свежестью букетами полевых и садовых цветов. Многочисленные пейзажи Бороздина, среди которых и сам автор, и критики, и зрители выделяют работы из собрания Вологодской областной картинной галереи: «Вологда пятидесятых годов» (I960), «Начало марта» (1987), «В марте» (1993). В них наиболее тонко переданы атмосфера старинного русского города и светлые ощущения просыпающейся весенней природы. Уже вошла в историю нашей культуры созданная живописцем портретная галерея вологжан - наших современников, интеллигенции, прекрасных женщин.
В последние годы Олег Александрович создал свыше шестидесяти новых произведений, большинство из которых впервые показаны на выставке. Он по-прежнему верен своему методу и любимым жанрам: пейзажу, портрету, натюрморту. Состояние здоровья теперь уже не позволяет художнику осуществлять многие крупные замыслы, писать, например, тематические картины. Все более редкими и короткими становятся его поездки на этюды. И все же большинство его новых работ - пейзажи. Все они - и камерные, и панорамные, и натурные, и философски-обобщенные - передают природу севера России. Пейзаж - жанр, в котором Олег Александрович всегда работал с наибольшей свободой. Именно в нем наиболее полно выразилось мироощущение живописца.
Около полувека живет художник в Вологде, а память сердца постоянно возвращает его в родные архангельские места. По воспоминаниям и этюдам ранних лет написаны его новые картины: «Вечер в лесу» (2002), «Речка Островлянка» (2002), «Берег детства» (2004), «Знакомое место» (2004). Красотой пейзажного мотива, музыкальностью колористической гаммы, мечтательным, элегическим настроением выделяется среди них работа «Воспоминания» (2004). Панорамная картина «Дали под Няндомой» (2002) с ее солнечным светом и мажорным звучанием знакома многим зрителям по экспозиции девятой региональной выставки «Российский Север».
Стремление художника к созданию обобщенного, национального образа русской природы нашло воплощение в панорамной картине «Среди полей» (2003), навеянной впечатлениями от лугов близ Кубенского озера. В ее мягкой колористической гамме, в умело переданной живописцем необъятной шири равнины слышатся песенные лирические интонации. Несколько необычной среди спокойно-созерцательных, основанных на натурных впечатлениях пейзажей Бороздина выглядит недавно завершенная им работа «Над озером» (2001-2004). Это фантазийная картина с романтической окраской. Сюжет ее прост: высокое облачное небо над узкой полосой волн - и ничего больше; художник создал в ней ощущение безграничного простора и беспредельного движения. Требовательный к себе, Бороздин редко бывает доволен своей работой. «Никакая фантазия не может сравниться с природой, - уверяет он. -Дай нам Бог хоть на малую толику приблизиться к совершенству».
Гармоничная утонченная красота природы, по мнению художника, наиболее совершенно воплощена в мире растений. Неустанно «портретирует» он цветы -полевые и садовые. Пишет то, что приносят в дом. Любимые его «модели» - ромашки, колокольчики, лютики, купальницы, клевер, васильки, сирень, пионы. Собранные в букеты, они живут в его холстах в самых разнообразных сочетаниях, иногда с дополнительными аксессуарами, и каждый натюрморт имеет свое звучание, свое настроение, свои интонации.
Интересны его портреты последних лет: и камерные, и лирические, и с парадной характеристикой модели, заказные и написанные для души. Бережное, деликатное отношение к людям, умение передать внешнее сходство и индивидуальные черты характера, тщательность исполнения, внимание к деталям, законченность - основные достоинства работ Бороздина-портретиста. Он уже давно совершенствуется в этом жанре. Для себя писал портреты родных и близких, знакомых. Одна из любимых моделей - дочь Ольга, ее портреты относятся к числу лучших. Для нескольких портретов позировали ему Деталина Керчева и Светлана Тазиашвили. Многие женские портреты художника красивы и эффекты. Не только женское очарование привлекает его в моделях, но и духовное богатство северянок, наших современниц.
С большим увлечением работал Бороздин в 2004 году над двумя портретами Ольги Липановой. В первом, погрудном, радостное и светлое мироощущение модели, ее душевная чистота и открытость переданы с помощью точного рисунка, удачно найденного ракурса, легкой полуулыбки. Необычны здесь и очень светлый фон, и едва намеченный костюм. Художник создал образ романтизированный, очищенный от всех житейских мелочей. Картина кажется написанной легко и быстро, словно бы на одном дыхании.
К числу творческих удач художника относится заказной портрет писателя Василия Ивановича Белова (2001, Картинная галерея Е.М. Лунина). Он лишен внешних эффектов, имеет достаточно традиционное композиционное решение, колористическая гамма его строга и благородно-сдержанна. Близкие писателя считают портрет очень похожим, в нем не только точно передана его внешность, но мастерски «схвачена» внутренняя сущность. В скромном облике сидящего пожилого северянина ощущается огромная внутренняя сила, энергия, суровый и непримиримый характер.
Картины О.А. Бороздина раскрывают нам мир его души - гармоничный, светлый, исполненный чуткости, доброты и веры в человека. Богатство замыслов художника, свежесть и сила его чувств, его исключительная преданность своему делу - залог новых творческих свершений.
Е.А. Коновалова,
искуствовед